Американская пропаганда
Американская пропаганда во многих случаях построена на таких же дешевых трюках, но вот, как ни странно, пе всегда их сразу разгадаешь. И к тому же это еще полдела — понять, что консервированный смех служит пропаганде официального оптимизма или, говоря шире, американского образа жизни. Обратите внимание на то, что домашний телезритель не смеется. Он наблюдатель, а не участник. Магический «ящик» с экраном превращает американцев в нацию зрителей. В этом, на наш взгляд, первый эффект пропагандистской телемашпны. Этот эффект неплохо раскрыт в читательском письме, опубликованном в журнале «Ридерс дайджест»:
«Теперь в нашей семье мы делаем то, чего пе делали раньше, когда у нас был телевизор. Дети, кстати, быстро свыклись с его отсутствием. Теперь они напрягают собственные мозги, чтобы позабавить самих себя. В доме появились новые игры, мы все снова стали читать книги. Дети позпали радость тихой забавы с игрушками на ковре. А однажды вечером они втроем написали письмо своей кузине, живущей в другом штате. Теперь нередко по вечерам они после ужина беседуют с родителями. И что самое главное — их речь стала живой, оригинальной, их собственной, она освободилась от телевизионных штампов. Я спросил детей: «Что дало нам отсутствие телевизора в доме?» Старший сып ответил за всех: «Мы научились думать и делать».
Иными словами, они отвыкли думать и делать, отвыкли с помощью телевидения, под его влиянием. Но главное в том, что образовавшийся вакуум мысли, души и действий тут же заполняется. Чем? Продукцией все того же телевидения. Какой продукцией? Частично ответ на этот вопрос дает журнал «Ныосуик»: «Опросы общественного мнения в США свидетельствуют об огромном воздействии телевидения на духовный мир американцев. Более чем другие средства массовой информации три «большие сестры» — крупнейшие коммерческие телесети Эн-би-си, Си-би-эс и Эй-би-си — формируют стереотипы представления «среднего американца», к сожалению, часто неверные, о собственной стране, о мире, о жизненных ценностях».